Ребенок говорит в нос - vesy-goroskop.ru

Ребенок говорит в нос

Ребенок говорит в нос

Звуки русского языка в большинстве своем образуются при прохождении воздуха через ротовую полость, исключение составляют лишь звуки М, Мь, Н, Нь – при их образовании воздух проходит через нос. Во время речи сокращаются мышцы мягкого неба, боковых и задних стенок глотки. Благодаря этому воздух проходит через ротовую или носовую полость. При ринолалии в силу разных причин нарушается звукопроизношение из-за прохождения воздуха «не в то место».

Формы ринолалии делятся в зависимости от характера нарушения небно-глоточного смыкания.

Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза. Возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба. Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Открытая органическая ринолалия .

Органические причины могут быть приобретенными или врожденными.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.

Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба. Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов.

В настоящее время принята следующая классификация.

Врожденные расщелины верхней губы:

а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа;

б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

В раннем возрасте применяется хирургическое лечение и в случае необходимости ортодонтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи.

Врожденные расщелины нёба:

1. расщелины мягкого нёба, которые бывают скрытые (субмукозные); неполные; полные;

2. расщелина мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;

3. полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

4. полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую, расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность твердого нёба, которая при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску. Нарушения нёба могут сочетаться с расщеплением губы. Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных а односторонние чаще, чем двусторонние. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями

Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции на небе, как правило, осуществляют до 6 лет. Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации неба проводится в возрасте от 7 до 14 лет. Одного хирургического лечения для полной реабилитации большинства детей с расщелиной губы и нёба недостаточно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов, офтальмологов и др.).

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.

Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

Смешанная ринолалия Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков. Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, т. к. возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

Читать еще:  У ребенка слабость и сонливость без температуры что делать

Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при ринолалии.

Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»

Анна Коробко
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»

При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми, проще говоря мы начинаем говорить «в нос».

Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса.

Гнусавость в голосе или по-научному ринолалия — это звуковой дефект, который возникает при произношении звуков и является следствием чрезмерного или недостаточного резонирования носовой полости.

Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде. При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а звук «н» становится похожим на «д».

Регулирует проходимость воздуха небольшой красный язычок, или по-латыни — uvula. Вы всегда видите его, когда широко раскрываете рот произносите звук «а». Когда язычок свисает, он находится в расслабленном состоянии и воздух свободно проходит в носовую полость.

Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».

Ринолалия закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют ринолалию, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.

При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.

Наиболее распространёнными причинами ринолалии являются:

• плохая подвижность мягкого нёба;

• неправильное форма языка при произношении;

• имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.

Заболевания, которые сопровождаются ринолалией:

• опухоль носоглотки;

• гипертрофия и отёк носовых раковин;

• патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);

• появление слизи в носовой полости (насморк);

• врождённое искривление носовой перегородки;

• привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);

Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».

При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.

При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.

Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:

• характер звуковых дефектов;

• перенесённые и хронические заболевания.

Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога и логопеда.

Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография.

Лечение при ринолалии зависит от заболевания, которым оно вызвано.

Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то это лечит отриноларинголог. Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки. При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.

Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.

Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НОСОВОГО ОТТЕНКА ГОЛОСА

1. Имитация жевания.

3. Покашливание на одном выдохе.

4. Вызывание сокращения корня языка, задней стенки глотки, мягкого неба шпателем (концом ложечки).

5. Питье воды маленькими глотками (или имитация глотания).

6. Полоскание горла порциями теплой воды.

7. Плевок с зажатым носом.

8. Дутье на вату, полоску бумаги.

9. Произнесение гласных А Э на твердой атаке голоса.

10. Пение слитно и растянуто гласных А О У в разной тональности (как медведь, лиса, мышка):

• По одному гласному

• По два гласного

• Сочетания по три гласного

11. Упраженения с преодолением сопротивления:

• Кладем руку на лоб ребенка. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.

• Держим руку на затылке ребенка. Ребенок запрокидывает голову назад с преодолением сопротивления.

Читать еще:  Стоматит у годовалого ребенка чем лечить

• Держим руку под челюстью ребенка. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.

• Ребенок высовывает язык и старается втянуть его внутрь, в то время как взрослый удерживает язык ребенка вне полости рта.

Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания. Задачи: • Активизировать мышцы губ; • Работать над развитием речи детей; • Сохранять творческий.

Консультация для родителей. «Вредные привычки у детей. Профилактика и способы их устранения» Вредные привычки у детей: профилактика и способы устранения Привычка — сложившийся способ поведения в определенных ситуациях. Привычка.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА» Предмет педагогики как науки — изучение закономерностей воспитания человека. Основные педагогические понятия.

Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста. Никулина Виолетта Многим из нас приходилось слышать, как малыш.

Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.

Насморка нет почему ребенок говорит в нос

Причина нарушений речи у детей заключается в расстройствах мозговой деятельности (речевой центр, отвечающий за восприятие и воспроизведение речи) или же в физиологических патологиях. Неправильное произношение связано с логопедическими проблемами, устранить которые можно занятиями с ребенком по постановке артикуляции.

Ринолалия — распространенное нарушение у детей дошкольного возраста, изменение тембра голоса, который по физиологическим причинам приобретает гнусавость. В переводе с греческого термин ринолалия звучит как «носовая речь». Признаком такого расстройства выступает то, что ребенок говорит в нос, как при насморке, но соплей при этом нет. Если это происходит по логопедическим причинам, диагностируют ринофонию. Рассмотрим эти два расстройства и факторы их провоцирующие.

Причины ринолалии и ринофонии

Факторы влияющие на произношение ребенка, различны.

Физиологические

Открытая ринолалия характеризуется дефектами твердого и мягкого неба (врожденная расщелина, парез, слабое прилегание), при которых воздух при выдыхании попадает в нос.

При этом ребенок говорит нечетко, гнусаво, а звуки «эм» и «эн» звучат как «мб», «нб». Устраняется такой дефект тренировкой мягкого неба, упражнениями по артикуляции, в случае физиологических патологий проводится операция по сращиванию расщелины в небе.

Закрытая ринолалия проявляется в изменении тембра голоса, что обусловлено физиологическими процессами в носоглотке. Также выделяют заднюю гнусавость и переднюю в зависимости от локализации патологии. Причина задней гнусавости — разросшиеся аденоиды, патологическое срастание мягкого неба с задней стенкой гортани. При передней гнусавости в закрытой форме звукопроизношение искажается из-за искривления перегородки, образования гребней, полипов, гипертрофического разрастания слизистой ткани, ринита.

При ринофонии наблюдают изменение тембра голоса, но при этом замещения некоторых звуков или их нечеткости, заглатывания, как при ринолалии, нет.

Гнусавый голос у ребенка развивается при нарушении потока воздуха в нос, и поддается логопедической коррекции.

Одна из частых проблем в детском возрасте, которая приводит к изменениям тембра голоса и гнусавости, — аденоидит, патологическое разрастание лимфатической ткани аденоидов. Причинами воспаления у детей выступают частые ОРВИ из-за сниженного иммунитета.

Симптомы воспаленных аденоидов:

  • ротовое дыхание;
  • храп;
  • нарушение тембра голоса;
  • нарушения дыхания;
  • головные боли;
  • скопление соплей на задней стенке гортани.

Лечить такое заболевание можно хирургическим и консервативным методом в зависимости от формы. При первой и второй степени разрастания применяют витаминотерапию, дыхательную гимнастику, симптоматическое лечение. Если ребенок дышит через нос и при риноскопии видно, что аденоиды увеличены, но не закрывают просвет, необходимости в хирургическом удалении нет.

Третья степень разрастания аденоидов характеризуется полным перекрытием сошника, из-за чего ребенок не дышит через нос. Аденотомия, или хирургическое удаление разросшихся миндалин, применяется если медикаментозное лечение не возымело должного действия. Но нет никакой гарантии, что лимфатическая ткань не разрастется вновь и патология не возобновится.

Патология носовых ходов

Утолщение слизистой, разрастание костной ткани, образование гребней и полипов нарушают движение воздушного потока и приводят к изменениям тембра голоса. Чтобы определить почему ребенок говорит в нос, пройдите риноскопию или эндоскопическое обследование.

Причины таких образований в носу:

  • вазомоторный ринит;
  • врожденное искривление перегородки;
  • хронический гипертрофический ринит.

Лечить такие заболевания консервативными методами нет смысла, поскольку изменения в тканях необратимы. Но есть возможность исправить ситуацию при оперативном вмешательстве. При полипозе и гипертрофии слизистой ткани используют щадящее лечение лазером, для восстановления перегородки применяют хирургическую операцию.

Причины временного изменения тембра голоса

Кроме патологических изменений, которые лечат хирургическим путем, есть заболевания, при которых присутствует симптом гнусавости, но соплей нет. Это гайморит с полной закупоркой пазухи и фронтит.

Читать еще:  Ринофлуимуцил при насморке у детей

Придаточные пазухи носа участвуют в очищении и согревании воздуха на вдохе, а также формируют тембр голоса при произношении. У детей до пяти лет развиты только надчелюстные гайморовы пазухи. Они воспаляются из-за перенесенного вирусного заболевания и при попадании в них соплей при промывании носа, а также при травмах. При фронтите воспалению подвергаются лобные пазухи, которые также участвуют в формировании голоса.

Соплей при синусите нет только в начальной стадии воспаления, в дальнейшем появляются слизистые выделения из носа и с примесями гноя при присоединении бактериальной инфекции.

Отек слизистой

Еще одна причина временной гнусавости — отек слизистой при аллергии и простуде. В начальной стадии соплей может и не быть. Лечение таких ЛОР заболеваний проводится медикаментозно с применением сосудосуживающих препаратов, противовирусных и антисептических. Иногда назначают антибиотики для местного применения или в виде таблеток и уколов при осложнениях.

16.06.2019 admin Комментарии Нет комментариев

Заложенность носа – частое явление при простудных заболеваниях. Однако этот неприятный симптом может указывать на различные нарушения в человеческом организме. Особый дискомфорт ощущают дети, когда у них не дышит нос. Часто это сопровождается выделением слизи, но в некоторых случаях при заложенном носе сопли не наблюдаются. Почему у ребенка не дышит нос, и как можно ему помочь?

Заложенный сон без соплей доставляет не меньше дискомфорта, чем насморк, поэтому с данной симптоматикой необходимо боротьсяПочему закладывает нос у ребенка?

Нос устроен так, чтобы воздух свободно поступал в организм, проходил очистку и увлажнялся. При плохой проходимости в носовых пазухах нарушается процесс поступления кислорода, и человек ощущает дискомфорт. Итак, почему у ребенка закладывает нос? У данного явления несколько причин:

  1. Прежде всего, заложенность носовых пазух вызывает отек слизистой, который происходит из-за воспалительных процессов или аллергии. При простудных заболеваниях к отечности приводит прилив крови к местам воспаления, а при аллергии слизистую раздражают аллергены.
  2. Нарушение структуры и функциональности носовых проходов.
  3. Появление наростов или разрастание лимфоидной ткани.
  4. Нос забит скоплением слизи. Происходит это при простудных заболеваниях, аллергических проявлениях, в период прорезывания зубов у грудничка.
  5. Реакция организма на присутствие в крови сосудорасширяющих веществ.
  6. Сухой воздух в детской комнате. Слизистая носа не справляется с функцией увлажнения, и в носовых проходах образуются корочки, которые препятствуют нормальному дыханию. Особенно часто это происходит ночью.

Что значит, если нос заложен, но соплей нет?

Насморк у ребенка – обычное явление при гриппе и ОРЗ. Он проходит после выздоровления. Однако если заложенность носа совсем не сопровождается выделением соплей, многие родители приходят в замешательство. Эта проблема особенно беспокоит детей ночью во время сна. Почему нос заложен, но соплей нет? Рассмотрим основные причины данного состояния:

  • Хронический вазомоторный ринит. Эта патология может развиться вследствие неправильного лечения различных заболеваний, например, при длительном бесконтрольном применении сосудосуживающих средств. Мышечные стенки сосудов перестают реагировать на внешние стимуляторы, а слизистая носа становится чувствительной к любым раздражителям.
  • Аллергическая реакция. Чаще всего аллергия сопровождается слезотечением, чиханием и обильным выделение слизи. Однако иногда организм реагирует на аллерген только заложенностью носа. Вызвать такую реакцию может шерсть домашних животных или перышки птиц, пыль, плесень, насекомые.
  • Гайморит. Отек слизистой происходит из-за воспаления в придаточных пазухах. Развивается заболевание на фоне перенесенной простуды и сопровождается головными болями, повышением температуры тела.
  • Врожденные аномалии носовой перегородки. Патология может не проявлять себя в течение нескольких лет. Со временем происходят сужения одного или двух носовых проходов, которые препятствуют нормальному поступлению воздуха.
  • Нарушение структуры носовых проходов вследствие травмы.
  • Полипы. Появляются новообразования у детей, которые часто болеют инфекционными или простудными заболеваниями. Организм пытается оградить себя от патогенных элементов путем увеличения объема слизистой оболочки. Наросты формируются долгое время.

  • Аденоиды. Воспаленные миндалины способны совсем перекрыть носовые ходы.
  • Инородное тело. Малыши часто пытаются засунуть себе в нос маленькие бусинки, детали от конструктора, ягодки и листики. Родителям необходимо внимательно следить за ребенком, когда он играет. Долгое пребывание постороннего предмета приводит к воспалительным процессам. Самостоятельно вытягивать их опасно, так как можно протолкнуть предмет глубже, что приведет к повреждению носовой перегородки или вызовет приступ удушья.
  • При пересушенном воздухе в детской комнате у малышей закладывает нос, а слизи при этом нет.
  • Опухолевый процесс ЛОР-органов.
  • Длительный прием лекарственных средств или гормональных препаратов, которые оказывают сосудорасширяющее действие.
  • Патологии почек, сердечно-сосудистой или эндокринной системы могут вызвать нарушение кровообращения в слизистой и спровоцировать отек.
  • Некоторые дети реагируют заложенностью носовых проходов на резкую смену окружающей среды.

Как помочь ребенку?

Затрудненное дыхание приносит малышу много неудобств. Особенно проблема усугубляется ночью, когда ребенок находится в положении лежа. Он плохо спит, храпит во сне, у него нет аппетита, ухудшается мозговая активность. У новорожденного, вынужденного дышать ртом, нарушается процесс питания. Лечить данную проблему необходимо совместно с педиатром.

Лечить заложенность носа необходимо под присмотром педиатраАптечные препараты

Для эффективного устранения патологии у ребенка необходимо выяснить ее причину. При аллергическом рините будет достаточно убрать аллерген и принять антигистаминное средство. В том случае, если малышу мешает дышать инородный предмет, необходимо его извлечь. В таблице представлены препараты, которые помогут облегчить состояние ребенка и устранить отечность при «сухом» насморке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector